Биография

Юрий Николаевич Маркелов родился 4 августа 1950 года в городе Сталинграде (с 1956 года – город Волгоград). Его дед со стороны матери Н.Косоруков происходил из донских казаков.

Ю.Маркелов
Ю.Маркелов в детстве

Семья Юрия была музыкальной. Отец –  Николай Александрович Маркелов (1923-1988) – детские и юношеские годы провёл в Ташкенте, где получил среднее музыкальное образование (по классу аккордеона). Мать – Эвелина Николаевна Маркелова (1926-1989) – окончила театральное училище в Ростове-на-Дону, играла и пела в театре музыкальной комедии, впоследствии ставила и преподавала танцы.

Э.Н. Маркелова
Э.Н. Маркелова (справа) в спектакле «Летучая мышь», 1948 г.

Н.А.Маркелов в Волгограде преподавал пение в средней школе, а также работал с Э.Н.Маркеловой в качестве аккомпаниатора. Родители не могли не заметить способности сына к музыке. В семилетнем возрасте Юрий поступил в музыкальную школу. Ездить  приходилось почти через весь город, и вскоре  его перевели в центральную музыкальную школу города Волгограда (№1), которую он и окончил  по классу фортепиано (преподаватель Зимина) в 1965 году.   В музыкальной школе (по классу скрипки) учился и младший брат Юрия – Николай. На домашних концертах, которые устраивали родители, братья выступали дуэтом, также Юрий аккомпанировал Э.Н.Маркеловой, когда она пела.

Юрий – школьник (справа)
Юрий – школьник (справа)

Параллельно с музыкальной школой Ю.Маркелов учился в общеобразовательной школе №14. После окончания музыкальной школы и 8-го класса общеобразовательной школы Ю.Маркелов поступил в Волгоградское училище Искусств (С 1996 г. – Волгоградский муниципальный институт Искусств имени П.А.Серебрякова, с 2013 г. – Волгоградская консерватория имени П.А.Серебрякова)  на теоретическое отделение. Выбор теоретического (а не фортепианного) отделения был обусловлен тем, что уже в старших классах музыкальной школы Юрий начал пробовать себя в сочинении музыки. В училище его педагогом по теории была Л.А.Христосевич, по фортепиано – преподаватель фортепианного отделения Герасимов, поскольку уровень фортепианной подготовки Юрия был гораздо выше, чем у студентов теоретического отделения.

Н.А.Маркелов, Николай, Юрий, Э.Н.Маркелова, 1961 г.
Н.А.Маркелов, Николай, Юрий, Э.Н. Маркелова, 1961 г.

Во время учёбы в училище Ю.Маркеловым были написаны: токката для фортепиано, цикл романсов на стихи Ш.Бодлера, ряд других произведений. К этому же периоду относятся и его первые опыты в создании песен. За одну из них, написанную для конкурса патриотической песни, Юрий получил денежную премию, на которую купил щенка восточноевропейской овчарки.

Юрий со своим Ральфом
Юрий со своим Ральфом

Любимыми композиторами в период учёбы в училище у Ю.Маркелова были П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, Э.Григ. Во многом под их влиянием был написан первый (юношеский) концерт для фортепиано с оркестром. В переложении для двух фортепиано Ю.Маркелов исполнил этот концерт вместе со своим педагогом Герасимовым на выпускном экзамене в училище Искусств в 1969 году.

Маркелов и Герасимов в училище Искусств
Маркелов и Герасимов в училище Искусств

В Волгоградском училище Искусств Юрий познакомился со ставшими в дальнейшем его друзьями поэтом и пианистом Вячеславом Байбаковым и композитором Владимиром Мигулей.

 

Ю.Маркелов и В.Мигуля на рыбалке на Дону
Ю.Маркелов на Дону
В.Байбаков (справа)
Ю.Маркелов и В.Мигуля в Волгограде в конце 1960-х гг.

Как истинный волжанин, Ю.Маркелов с самых ранних лет не представлял свою жизнь без рыбалки.

В 1969 году, окончив Волгоградское училище Искусств, Ю.Маркелов поступил на теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории имени М.И.Глинки. В Консерватории Ю.Маркелов   попадает в класс известного новосибирского композитора Георгия Николаевича Иванова (1927 – 2010).

IvanovGN
Г.Н.Иванов
novosibirsk-state-conservatory
Здание консерватории

(Г.Н.Иванов – автор оперы Алкина песня, оперетт У моря Обского, Рябина красная, балета Цветик-семицветик, 2-х струнных квартетов и др. произведений). Пять лет учёбы у этого замечательного педагога сформировали Ю.Маркелова как профессионального композитора, заложили основу всей его последующей творческой деятельности. Гармонию и теорию музыки Ю.Маркелову преподавали Ю.Г.Кон, В.М.Калужский, Я.Н.Файн, инструментовку – Ю.Юкечев, историю музыки – А.А.Асиновская (в группе студентов, возглавляемой Асиновская, Ю.Маркелов ездил после 4-го курса в фольклорную экспедицию в Хакасию). В консерватории им были написаны: симфония «Сибирское каприччио», вокальный цикл на русские народные тексты для сопрано и меццо-сопрано в сопровождении балалайки и гобоя, струнный квартет, фортепианные прелюдии, концерт для скрипки с оркестром, трио для фортепиано, скрипки и виолончели, цикл пьес для кларнета, фагота и флейты, соната для фортепиано, адажио для фортепиано, две прелюдии для органа, пьеса для балалайки соло («Напев»), несколько песен. На 5 курсе консерватории Ю.Маркелов пишет Концерт   для фортепиано с оркестром (в форме рапсодии). На выпускном экзамене теоретико-композиторского факультета концерт исполнили пианист Геннадий Пыстин и симфонический оркестр Новосибирской филармонии, которым дирижировал Арнольд Михайлович Кац.

umar
Ю.Маркелов в Абакане (Хакасия)

За время учёбы в Новосибирской консерватории (1969-1974) Ю.Н.Маркелов не только приобретает профессиональные знания, но и расширяет свой музыкальный и культурный кругозор, общаясь с талантливыми музыкантами, деятелями культуры Новосибирска, регулярно посещает театры и концерты. Среди его консерваторских друзей – пианисты Г.Пыстин, В.Полюшкин, В.Зильберштейн, дирижёр-хоровик В.Столповских, музыковед Б.Селиванов, композитор-песенник О.Иванов.

dipl

После окончания консерватории в 1974-75 гг. Ю.Маркелов служит в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. Там же с ним служат выпускники консерватории В.Столповских и альтист Ю.Ломейко, а также бас С.Алексашкин (впоследствии – солист Мариинского театра, Народный артист РФ). В концертах Ансамбля С.Алексашкин исполнял одну из патриотических песен, написанных Ю.Маркеловым ещё в консерваторские годы. 

Ю.Маркелов и В.Столповских
Ю.Маркелов и В.Столповских
Ю.Маркелов и С.Алексашкин
Ю.Маркелов и С.Алексашкин

В 1975 году, отслужив в армии, Ю.Маркелов возвращается в Волгогорад. Здесь в течение года он преподаёт в Волгоградском музыкально-педагогическом училище (теорию музыки и фортепиано) и ведёт факультатив по композиции   для студентов Волгоградского училища Искусств. Продолжается и творческая деятельность Ю.Маркелова. Из наиболее ярких произведений этого периода можно отметить вокальный цикл на стихи В.Шумилина «Кто идёт в школу».

Летом 1976 года, оставив преподавательскую деятельность и желая полностью посвятить себя композиции, Ю.Маркелов переезжает из Волгограда в Москву. На первых порах ему оказывает поддержку В.Мигуля, который к тому времени, после окончания Ленинградской консерватории, уже обосновался в столице. Во время учёбы в Новосибирской консерватории Ю.Маркелов основное внимание в творчестве уделял созданию симфонических и камерных произведений. Когда кто-то из музыковедов сказал студенту Маркелову, что, по его мнению, в дальнейшем Юрий, будучи великолепным мелодистом, основным жанром в творчестве выберет песню, Ю.Маркелов в это, конечно же, не поверил. Однако уже в Волгограде в 1975-76 гг. он пишет несколько песен (на стихи В.Байбакова, С.Мекшен и др.), которые успешно исполняют местные певцы. Переехав в Москву, Ю.Маркелов всё более активно начинает работать именно в песенном жанре.

В конце 1970-х гг. советская песня переживала период расцвета. В этом жанре работали выдающиеся композиторы и поэты, их песни пели известные на всю страну эстрадные и оперные певцы. Эстрадные концерты, где исполнители выступали в сопровождении высокопрофессиональных оркестровых коллективов, пользовались большой популярностью у зрителей. К этому же времени относится и широкое распространение на советской эстраде вокально-инструментальных ансамблей, в состав которых входили в основном молодые музыканты. В Москве 26-летний Ю.Маркелов сразу же начинает работать с одним из таких молодёжных ВИА (его репетиционная база была расположена в подмосковном Наро-Фоминске).

С приходом Ю.Маркелова в ансамбль в качестве руководителя ВИА получил название «Горицвет» – по одноимённой песне Ю.Маркелова на слова И.Лысцова, написанной специально для ансамбля.

ВИА «Горицвет»
ВИА «Горицвет»
Ю.Маркелов и поэт О.Кочетков около афиши ВИА «Горицвет»
Ю.Маркелов и поэт О.Кочетков около афиши ВИА «Горицвет»

Особо следует отметить в исполнении ансамбля две песни Ю.Маркелова на слова поэта Г.Серебрякова: «С песней на Руси родились» и «Иван-чай». В обеих солировал талантливый молодой тенор Николай Сучков (сейчас – заслуженный артист РФ). Работа с ансамблем давала композитору возможность сразу услышать свои песни в концертном исполнении, увидеть реакцию на них слушателей в зале. Ансамбль много гастролировал по стране, основу его репертуара составляли песни Ю.Маркелова на стихи поэтов, с которыми он в то время сотрудничал (И.Лысцов, Г.Серебряков, О.Кочетков, В.Байбаков и др.).

В начале 1980-х гг. Ю.Маркелов знакомится с корифеями советской песенной поэзии Л.Ошаниным (на его стихи была написана песня «Мир без войны») и В.Семерниным. Плодотворное сотрудничество Ю.Маркелова с В.Семерниным продолжается уже более 30-ти лет. В их активе свыше 70-ти совместных песен. Первая из них – «Московский говорок» – впервые прозвучала по радио в исполнении известной советской певицы Гелены Великановой. Песню Ю.Маркелова и В.Семернина «Кижи» в студии звукозаписи всесоюзного радио тогда же записал Л.Лещенко. В это же время Ю.Маркелов знакомится с известным поэтом-фронтовиком Г.Поженяном и пишет на его стихи песню «С Днём Победы, капитан» – в студии звукозаписи всесоюзного радио её записал И.Кобзон в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, которым дирижировал А.Петухов. В тот же период Ю.Маркелов знакомится с поэтом И.Шкляревским и пишет на его стихи песню «Осенние письма». Из написанных в конце 1970-х – 1980-е гг. песен надо отметить также: «Жизнь твою читаю…», «Твои глаза», «Пускай лучше ты…» на стихи В.Тушновой, «Над манежем» на стихи Б.Окуджавы и «Продолжаю любить» на стихи Е.Евтушенко. Песни Ю.Маркелова в 1980-е годы звучат на радио, печатаются в сборниках издательства «Советский композитор»

К середине 1980-х гг. относится начало сотрудничества Ю.Маркелова с творческим объединением «Экран» Гостелерадио СССР. В 1987 гг. режиссёр А.Карпов снимает там документальный фильм о создательнице российского детского музыкального театра Наталии Ильиничне Сац. Он состоит из трёх частей: Верю, Надеюсь, Люблю. 

gostele
Страница из архива Гостелерадиофонда

Музыку к фильму пишет Ю.Маркелов, записывает её в ЦСДФ Симфонический оркестр кинематографии СССР, дирижёр – Э.Хачатурян. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. Ю.Маркелов там же работает с режиссёром и художником – мультипликатором Г.Тищенко, пишет музыку к его фильмам («Миссия пришельцев», «Оптический контакт»).

jc
Афиша “Иисус Христос Суперзвезда”

В 1989 году Ю.Маркелов по заказу ленинградского театра «Рок-опера» сделал музыкальную редакцию мюзикла Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Эта постановка В.Подгородинского стала первым исполнением легендарной рок-оперы в России. Премьера состоялась в феврале 1990 года и уже более 20-ти лет «Иисус Христос – суперзвезда» в музыкальной редакции Ю.Маркелова не сходит с афиш театра.

К концу 1980-х гг. относится запись в студии союза композиторов 2-х частной сонаты для фортепиано Ю.Маркелова. Её исполнил пианист, преподаватель ЦМШ при Московской консерватории В.Ермаков.

В конце 1980-х – 1990-е годы Ю.Маркелов продолжает сотрудничество со своим постоянным соавтором В.Семерниным. Их песню «Подлесок» записывает учащийся хорового училища имени А.В.Свешникова Серёжа Маркелов, песню «По прежнему», «Ева» и целый ряд других – певец Эмин Бабаев. К этому же периоду относится знакомство Ю.Маркелова с поэтессой Аллой Рустайкис. На её стихи он пишет две песни: «Не мешайте двоим» – записана Сергеем Мироновым, и «Осторожнее со счастьем» – записана Игорем Портным.

Ещё в период учёбы в Волгоградском училище искусств Ю.Маркелов знакомится с молодым тогда поэтом Владимиром Овчинцевым. В результате их творческого сотрудничества в разные годы родились песни: «У Вечного огня», «Сталинград», «Царицын», «Вольница», «Абрикосы», «Старая любовь», «Ночной Париж», «Страна детства» и другие. В 2008 году они были изданы отдельным альбомом.

В 1997 году по приглашению дирижёра и композитора А.Клевицкого Ю.Маркелов принял участие в качестве аранжировщика в телевизионном конкурсе молодых исполнителей «Лестница в небо». Для джазового оркестра «Все звёзды», которым дирижировал на этом конкурсе А.Клевицкий, Ю.Маркелов сделал более двух десятков оригинальных песенных аранжировок.

В 1990-е годы в России начинают всё больше распространяться частные студии звукозаписи. Традиционные оркестры при записи эстрадных произведений всё чаще заменяют электронные синтезаторы и другая музыкальная аппаратура. Все аранжировки своих произведений Ю.Маркелов, как правило, делает сам. Он начал создавать собственную студию, осваивает новую для себя сферу профессиональной деятельности – самостоятельную запись своих произведений на электронной аппаратуре. Со временем к этой аппаратуре добавился и компьютер.

Ю.Маркелов в своей студии в Москве в 2010-е гг.
Ю.Маркелов в своей студии в Москве в 2010-м году

В начале 2000-х годов Ю.Маркелов много работает над инструментальной музыкой. Уже достаточно хорошо владея студийной аппаратурой, он с середины 2000-х годов начинает записывать авторские диски (альбомы). Хотя в свои первые альбомы – «Песни разных лет» (2004 год) и «Камерно-симфоническая музыка» (2005 год) – он включил произведения, записанные традиционным способом. Следующие альбомы (инструментальной музыки) – «Белый цвет надежды» (2006) и «Мой любимый мир» (2007) – уже записаны Ю.Маркеловым в собственной студии. В 2008 году Ю.Маркелов пишет четыре вокальных произведения на стихи В.Алексеева: «Духовное», «К Сергию», «Звонарь», «Свет». Эти камерные вокальные произведения глубокого духовного содержания великолепно записал молодой оперный бас Дмитрий Корнев. Они вошли в отдельный альбом «Свет» (2008). «Звонарь» Д.Корнев также исполнил на международном конкурсе вокалистов в Италии. Д.Корневым записаны также: романс Ю.Маркелова на стихи В.Семернина «Невысказанный взгляд», песни «Сталинград», «Облака народной памяти», «Осенние письма» и др.

Работа на современной аппаратуре в собственной студии даёт Ю.Маркелову возможность экспериментировать, искать при создании аранжировок новые выразительные средства, пробовать разные музыкальные стили. В 2008 году он выпускает альбом «Alter Dance Music», где 12 песен на стихи А.Королёва записали молодые исполнители Дмитрий Веселов и Ирина Маркелова. Продолжается работа и над инструментальной музыкой. Её результатом стали альбомы «Прикосновения к роялю» (2010) и «Electronic Soul». В 2011 году Ю.Маркелов записывает альбом «Простая музыка», в который вошли 12 фортепианных миниатюр, исполненных на рояле автором. В этот же период Ю.Маркелов решает попробовать себя в популярном жанре «шансон». Эксперимент оказался удачным. Три альбома на стихи В.Семернина, написанные в этом жанре, пользуются неизменным успехом у слушателей («Дар-гора» – 2011, «Век свободы» – 2012, «На Страстном…» – 2014). К ним по стилю примыкает и альбом «Другого не дано», песни для которого написаны Ю.Маркеловым на стихи А.Алякина.

Среди инструментальных произведений, написанных в 2010-е годы, выделяются три, исполненных и записанных традиционным способом. Первое – пьеса для фортепиано «Прикосновение», записанная в исполнении автора,

IMG_0141
Ю.Маркелов за роялем

второе – пьеса для флейты соло «Kartina Maslom», исполненная солистом Национального филармонического оркеста оркестра России А.Озерицким. Третье – пьеса «К Эльвине» – была написана для скрипки соло по просьбе певца Эмина Бабаева (по первому образованию скрипача), он исполняет её в своих концертах. Эту же пьесу в варианте для кларнета соло («Lina») исполнил Павел Маркелов (Канада). С Народным артистом РФ Э.Бабаевым Ю.Маркелов в 2011 году записал альбом «Песни Юрия Маркелова поёт Эмин Бабаев». В 2014 году Ю.Маркелов выпускает альбом своих песен разных лет в исполнении Заслуженного артиста РФ Н.Сучкова «Белый цвет надежды», в 2015 году – подготавливает в своей студии первый сольный альбом певицы Елены Коньковой «Как свеча на свету» (назван по одноимённой песне на стихи Г.Поженяна). Е.Конькова является первой исполнительницей как этой, так и большинства песен Ю.Маркелова из этого альбома. 

^51B19E691C5FFEFBEB4B8D106FF39CF822BC06176F8F454EA0^pimgpsh_fullsize_distr
Ю.Маркелов на прогулке

В 2013 году Н.Сучков знакомит Ю.Маркелова с молодым певцом Виктором Ильичёвым, только что отслужившим в армии в Ансамбле песни и пляски «Красная звезда» РВСН, солистом которого Н.Сучков является уже много лет. В.Ильичёв – обладатель редчайшего голоса – контртенора, выпускник Института художественного образования при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, оказался ещё и земляком Ю.Маркелова. Первое же произведение, написанное Ю.Маркеловым специально для В.Ильичёва на слова В.Семернина – «Судьбою одиночество дано» – показало, что их сотрудничество обещает быть очень интересным и перспективным. В 2015 году Ю.Маркелов и В.Ильичёв заканчивают запись первого, дебютного альбома певца – «Выйти на взлёт».В этом альбоме, а также при работе уже над вторым альбомом В.Ильичёва, Ю.Маркелов использует стихи современников – В.Семернина, И.Шкляревского, А.Алякина, а также поэтическую классику – А.Пушкина, А.Фета, Г.Гейне и др. К последним можно отнести и поэта Серебряного века Николая Агнивцева. Его стихотворение «Это было в белом зале», положенное на музыку Ю.Маркеловым, великолепно звучит в исполнении В.Ильичёва и является украшением первого альбома.

На стихи Н.Агнивцева Ю.Маркелов обратил внимание в начале 2010-х гг., когда Заслуженный артист РФ А.Барановский попросил написать для него вокальное произведение на стихотворение Н.Агнивцева «Сантуцца».
После «Сантуцци» Ю.Маркелов пишет ещё несколько произведений на его же стихи: «Паж Леам», «Баллада о конфузливой даме», «Два конца палки», «Почему обезьяны не могут любить прекрасных дам», «Розовый альков» и, в 2014 году, специально для В.Ильичёва – «Это было в белом зале».

^9BD1A789E560EF36E81160975DA739509EF797A30E73FEFFEC^pimgpsh_fullsize_distr
Ю.Маркелов в студии в 2015 г.

Ещё одно направление творчества Ю.Маркелова в 2010-е гг.- духовная музыка на канонические тексты, исполняемая «а капелла». Уже написаны: «Отче наш», «Молитва преп. Ефрема Сирина», «Днесь весна благоухает». Эти произведения записаны в исполнении хора Школы духовного пения при домовом храме св. мч. Татианы при МГУ (дирижёр С.Маркелов).