Творчество

Композиторские способности проявились у Ю.Маркелова довольно рано – он  начал сочинять уже в старших классах музыкальной школы. Хорошо владея фортепиано и занимаясь, уже в училище, одновременно на теоретическом и фортепианном отделениях, он свои юношеские произведения пишет преимущественно для фортепиано (токката и др.). На начальном этапе его творческая индивидуальность складывалась под влиянием таких композиторов, как П.Чайковский, С.Рахманинов, Э.Григ. Под впечатлением их музыки был написан, среди  других ранних произведений, его юношеский фортепианный концерт (1969).

Консерваторский период (1969-1974) отмечен    интересом к музыке Д.Шостаковича, С.Прокофьева, К.Орфа, А.Скрябина, Ф.Шопена, Р.Щедрина, Г.Свиридова.  Глубокое изучение музыкального наследия и целеустремлённое профессиональное совершенствование в течение пяти лет под руководством профессора Новосибирской консерватории композитора Г.Н.Иванова сформировали Ю.Маркелова как яркую, самобытную творческую личность. Такие произведения консерваторского периода, как концерт для фортепиано с оркестром, соната и адажио для фортепиано, инструментальное трио  свидетельствуют о наличии у него уже тогда собственного творческого почерка, в основе которого лежали яркий тематизм и свобода владения всеми выразительными средствами как оркестра, так и сольных инструментов.

С середины 1970-х гг. Ю.Маркелов начинает пробовать себя в песенном жанре. Уже первые его песни отмечены не только ярким мелодизмом и естественностью фразировки, но и огромным «дыханием» при развитии мелодии. На этом этапе глубоко укоренившийся в его музыкальном мышлении симфонизм ещё не даёт ему возможности полностью осознать специфику песенного жанра. Лишь постепенно Ю.Маркелов приходит к тщательному отбору выразительных средств при создании песни. Исчезает перенасыщенность мелодическим материалом, песни становятся более цельными, появляется необходимый для успешной работы в песенном жанре лаконизм. К середине 1980-х гг. Ю.Маркелов становится уже мастером этого жанра, о чём свидетельствуют такие песни этого периода, как «Московский говорок» и «Кижи» на стихи В.Семернина, «С Днём Победы, капитан!» на стихи Г.Поженяна и другие.    

Продолжает работать композитор и в инструментальном жанре. Музыка к документальному фильму о Наталии Сац (1987 г.) написана для симфонического оркестра. Тематическое содержание этого многочастного произведения запрограммировано  сюжетом фильма, в основе которого – драматическая история жизни Н.И.Сац. Наиболее яркие, законченные по форме части из музыки к фильму вошли в симфоническую сюиту, которая уже много лет живёт собственной жизнью и даёт представление о богатейших возможностях Ю.Маркелова как автора программной симфонической музыки.

Наряду с традиционной симфонической музыкой Ю.Маркелов начинает в конце 1980-х – 1990-е гг. работать над инструментальной музыкой, где симфонический оркестр заменяется электромузыкальными инструментами, а готовая оркестровая фонограмма создаётся на электронной аппаратуре. Это и киномузыка (фильмы 1989-1990 гг.), и аранжировки песен.  

Состав электронного оркестра более разнообразен, чем оркестра традиционного. Сам способ записи музыки – самостоятельно на аппаратуре в студии – также даёт композитору совершенно новые возможности. К своим глубоким базовым профессиональным знаниям академического музыканта – композитора и аранжировщика – Ю.Маркелов добавляет тщательное изучение и освоение возможностей электромузыкальной студии. При этом постоянно, в течение многих лет поддерживая хорошую пианистическую форму, Ю.Маркелов эффективно использует при работе в студии рояльную клавиатуру (синтезатор), что существенно обогащает палитру его аранжировок.

Творческие достижения последующего этапа во многом обусловлены великолепным владением Ю.Маркеловым всеми возможностями, которые даёт современная электронная звукозаписывающая аппаратура.  Вся музыка, созданная Ю.Маркеловым после 2000 года, преимущественно записана им самим в собственной студии. К 2016 году это уже около двадцати альбомов инструментальной и вокальной музыки.

Необычайно велик творческий диапазон композитора в этот период. Инструментальные альбомы: «Мой любимый мир», «Прикосновения к роялю», «Простая музыка» и «Electronic Soul» – состоят из программных произведений совершенно разной музыкальной направленности.

В первом альбоме – девять симфонических картин, музыкальными средствами передающих: образы близких людей (Павел,  Ирина, Екатерина и др.), представление о событии (Рождество), фантазийный образ (Киргуду), оригинальную  трактовку традиционной темы (Колыбельная). Во втором альбоме в сопровождении оркестра солирует рояль – любимый инструмент Ю.Маркелова. Завершает альбом пьеса «Прикосновение» для рояля соло. Альбом «Простая музыка» – это 12 фортепианных миниатюр, где буквально каждая нота – «на вес золота».  И совершенно в другом ключе  сделан  альбом «Electronic Soul»: красочная, необычная электронная «звукопись»  одних произведений сменяется «вязким», обволакивающим звучанием других и танцевально-ритмическими образами третьих.

Очень большим разнообразием отличается и вокальная музыка этих лет. Как и прежде, Ю.Маркелов продолжает писать лирические и патриотические песни, отличающиеся традиционным для композитора мелодизмом и богатством аранжировок (альбомы: «Песни Ю.Маркелова на стихи В.Овчинцева», «Песни Ю.Маркелова поёт Эмин Бабаев», «Белый цвет надежды» и др.). В то же время он успешно пробует себя в жанре «шансон» (альбомы: «Дар-Гора», «Век свободы», «На Страстном..», «Другого не дано»).

Ещё одно направление – баллады. На стихи поэта «серебряного века» Николая Агнивцева это: «Сантуцца», «Паж Леам», «Розовый альков», «Это было в белом зале» и другие. Они отличаются своеобразной  театрализованностью, изысканным музыкальным стилем и оригинальностью звучания. «Два облака белых» на стихи И.Шкляревского – лирическая баллада -элегия.

На стихи А.Пушкина написан романс «Цветок», также по эмоциональному настрою близкий к элегии. Два произведения на стихи А.Алякина: «Свечи для Девы Марии» и «Главное Чудо» – рождественские гимны. Впечатляет мастерство, с которым композитор озвучил в этих гимнах очень непростые для вокального исполнения стихотворения.

Началом духовной темы в творчестве Ю.Маркелова стали четыре вокальных произведения на стихи В.Алексеева, наполненных глубоким духовным содержанием: «Духовное», «К Сергию», «Звонарь», «Свет». Они вошли в альбом 2008 года «Свет». В продолжение духовной темы позднее Ю.Маркелов пишет на канонические тексты «Отче Наш», «Молитва св. Ефрема Сирина», «Днесь весна благоухает» (исполняются «a capella»).

Музыка Ю.Маркелова эмоционально захватывает слушателя с первых же тактов, она обладает особым магнетизмом, проникновенностью, интонационным богатством, гармоническим разнообразием и яркой образностью. В творчестве Ю.Маркелова очень удачно соединяются природный талант, высочайший профессионализм и доступность его произведений для самых разных по своим музыкальным предпочтениям слушателей.