Интервью для Musichunt.pro

Сегодняшнее наше интервью с Юрием Маркеловым: композитором, пианистом, аранжировщиком и педагогом. Юрий Николаевич, что особенно интересно, является автором как симфонической, так и популярной музыки. Послушать его композиции вы можете здесь: http://www.musichunt.pro/user/audio.htm?id=1355, а также посетив его личный интернет-сайт: http://compose-lessons.narod.ru

Юрий Николаевич, здравствуйте! Для начала расскажите немного о себе: как получилось, что вы занялись музыкой? Почему выбрали в качестве основного направления композицию, а не исполнительство?

Меня родители, как многих детей, отдали с 6 лет в музыкальную школу в городе Волгограде. С 10 лет я начал писать музыкальные этюды для фортепиано, не знаю почему. И уже после окончания музыкальной школы и 8 классов общеобразовательной школы, я поступил в Волгоградское училище Искусств на отделение теории музыки. Там и началось серьёзное изучение теории музыки и исполнения на фортепиано. Писал много произведений для фортепиано в стиле Грига, а венцом моего творчества был концерт для двух роялей, подражание Рахманинову, Григу. С этими произведениями я и поступил в Новосибирскую консерваторию на факультет композиции к профессору Иванову Г.Н. Исполнительство мне не нравилось с самого начала карьеры, хотя я и выступал как пианист.

Вы писали музыку к художественным фильмам, спектаклям. Это был интересный опыт? В чем особенность сочинения такого рода музыки?

Я написал много музыки для кино, театра. Очень интересный опыт для композитора, когда тебя ломает режиссер и предлагает свое видение музыки. Также интересно писать музыку по раскадровке, где даётся конкретный метраж для определённых сцен. Это мобилизует мозг, и ты раскрываешь в себе новые способности: не так просто, например, написать 14 секунд определённой музыки.

Нравится ли вам экспериментировать со стилями? Например, совместить классику и рок, этническую или электронную музыку?

Очень нравится экспериментировать со стилями. Люблю сочетать симфоническую музыку с роком, даже с поп-музыкой. В этом стиле написан мой инструментальный альбом “Мой любимый мир”.

Можно ли сегодня в России зарабатывать сочинением классической музыки? Куда податься молодому композитору?

Нет. Это большая проблема для молодых композиторов. Каждый ищет свой путь. Для меня это аранжировки, переложения, педагогика. А в молодости я играл в ресторане. Вообще есть интернет, где начинающий композитор может показать себя, минуя всякие худ.советы, унижения и лишние траты.

Классическая музыка в России и странах бывшего СССР всё-таки ориентирована на довольно узкий круг людей. Этот узкий круг во многом устал от традиционных классических произведений: музыка на сцене становится более изощренной и сложной для восприятия и, соответственно, еще больше отпугивает простого слушателя. Обычные же люди ходят в лучшем случае на большие концерты популярных симфонических составов, камерная музыка не так развита как на Западе. Получается что, места в симфонических оркестрах ограничены, аудитория слушателей современной музыки — тоже. Как, на ваш взгляд, в наше время быть исполнителю, чтобы музыка позволяла нормально зарабатывать на жизнь, не уезжая из родной страны?

Много любителей и слушателей симфонической музыки не будет никогда. Если на классику приходит мало, то что говорить о современной музыке со сложным музыкальным языком. Но я всё равно люблю этот жанр и пишу инструментальную музыку. Что касается исполнителей, которых выпускают музыкальные заведения, то это действительно проблема. Я не знаю, что сказать по этому поводу: наверное, стараться участвовать в конкурсах, прослушиваниях.

Расскажите немного о техниках сочинения музыки, которые используете? Как вы относитесь к таким экзотическим способам, как использование математических формул или графического метода?

Я не могу объяснить как рождается музыка. По-разному: за роялем, во сне. Если есть текст, то за столом и т.д. Вполне возможно и вычисление музыки, как вы сказали, по математическим формулам — всё индивидуально. Такие композиторы есть, и это интересно.

Насколько необходимы практика сочинения камерной или симфонической музыки, навыки оркестровки и т.д., например, в рок-музыке или джазе? Чем они могут помочь музыкантам?

Любое музыкальное образование всегда помогает любому музыканту. Это здорово, если рок или поп исполнитель вооружен знаниями оркестровки, гармонии, контрапункта. Но главное — это, конечно же, ТАЛАНТ. А знания можно приобрести в процессе созидания музыки.

Можете ли вы назвать формулу или рецепт музыки, так сказать, обреченной на успех у публики, независимо от конкретного стиля?

Такой формулы нет и не может быть. На себе лично проверял много раз. Пишешь, так сказать, “нетленку” для народа, тратишь столько сил, а люди не обращают на это внимание, и в тоже время произведение, которое ты хотел выбросить в корзину, приносит успех. Что это, я не знаю!

Вы не только композитор и исполнитель, но еще и педагог. В чем особенность вашей методики преподавания. Чему вы учите?

Особой методики нет. Всё исходит от ученика. Я стараюсь найти его изюминку и подсказать, что с этим делать. Ну, и изучение гармонии, полифонии… Работа над интонацией, развитие музыкального материала, кульминация и многое другое.

Ну и напоследок, пожалуйста, поделитесь вашими творческими планами. Чем вы занимаетесь в данный момент?

Я пишу новый инструментальный альбом. Как раз сочетание симфонической музыки с различными стилями. И ещё работаю над вокальным циклом на стихи великолепного поэта — символиста Николая Агнивцева.

Что ж, Юрий Николаевич, спасибо вам за интересное интервью, и желаем вам творческих успехов!

Спасибо, и всего доброго!

 

25 марта 2010 г. Источник: Musichunt.ru